Оказалось, что 58% взрослых людей по всему миру до сих пор не знают,
что такое социальные сети, а из тех, кто знает о их существовании и
пользуется ими, 36% заявили, что начинают терять интерес к данным
сервисам.
Социальные сети — настоящий интернет-феномен XXI века,
считают авторы исследования. Например, в течение июня 2008 года 132 млн
пользователей посетили сайт Facebook.com, а 117 млн воспользовались
услугами портала Myspace.com. И это всего лишь два, хотя и самых
популярных, из сотен англоязычных социальных сайтов, которые продолжают
плодиться невероятными темпами. А стоит лишь на секунду задуматься о
числе пользователей Глобальной сети в Азиатско-Тихоокеанском регионе и
развивающихся странах, как получается цифра, от которой голова невольно
начинает идти кругом. Сотни миллионов пользователей, говорящие на
десятках разных языках, и тысячи компаний, у которых просто не остается
другого выбора, кроме как размещать свои рекламные сообщения на сайтах
социальных сетей, — и все это в неосязаемом виртуальном мире, который
до сих пор окутан самыми разнообразными мифами.
С целью
развенчать некоторые из этих мифов компания Synovate в июне 2008 года
опросила 13 тыс. респондентов из 17 стран мира: Болгарии, Бразилии,
Германии, Голландии, Индии, Индонезии, Канады, ОАЭ, Польши, России,
Сербии, Словакии, США, Франции, ЮАР и Японии. В ходе исследования
компании удалось получить массу информации о том, кто является
пользователями сайтов социальных сетей, что интересует людей на
подобных ресурсах и почему люди постепенно начинают терять к ним
интерес.
От простого — к сложному
Авторы
исследования решили начать с самого простого вопроса, который они
задавали респондентам. Знаете ли вы, что такое социальные сети? Как
оказалось, только 42% респондентов могут ответить положительно. Таким
образом, считают исследователи, самый первый и самый фундаментальный
миф был ими развеян. 58% жителей земного шара не имеют представления ни
о myspace, ни о Facebook, ни уж тем более об “Одноклассниках.ру”. Самый
высокий процент людей, знающих о существовании ресурсов, оказался в
Голландии (89%), Японии (71%) и США (70%). Тем не менее даже с учетом
подобных результатов получается, что 3 из 10 американцев существуют за
границей мира виртуальных друзей и цифровых отношений.
Кто есть кто в виртуальной вселенной
Далее
исследователи Synovate проанализировали, кто является постоянными
участниками социальных сайтов и какие ресурсы они избрали для себя. В
результате данного анализа, указывают они, пал второй миф, гласящий,
что “социальные сети крайне американизированы”.
В целом, по миру
26% всех опрошенных являются зарегистрированными пользователями той или
иной социальной платформы. При этом самое большое число любителей
поддерживать дружеские отношения, не отходя от компьютера, оказалось в
Голландии — 49% респондентов в этой стране являются постоянными
пользователями того или иного социального сайта. Следом за Нидерландами
идут ОАЭ (46%), Канада (44%) и только на четвертом месте США (40%).
С социальной сетью по жизни...
Респондентам
также был задан вопрос, постоянными пользователями каких ресурсов они
являются. Выяснилось, что люди разделились на две основные категории —
одни посещают сразу несколько различных сайтов социальных сетей, в то
время как другие предпочитают сосредоточиться на каком-то одном
ресурсе. Большинство непостоянных пользователей, как выяснилось,
проживает в Индии, Индонезии, ОАЭ и Болгарии.
В целом, по миру
респондентами было названо почти 150 различных социальных платформ,
хотя, разумеется, выделились определенные фавориты: Facebook, Myspace и
MSN Network. В России тройка лидеров по количеству активных
зарегистрированных пользователей выглядит следующим образом:
“Вконтакте.ру” (38%), “Одноклассники.ру” (36%) и “Мой Мир” (12%).
В
некоторых странах существует один определенный ресурс, который
стягивает к себе большинство пользователей. Например, 91% всех японских
участников социальных сетей зарегистрированы на сайте Mixi.jp.
Уникальной чертой Mixi является то, что попасть на него можно
исключительно по приглашениям от уже зарегистрированных пользователей.
Соответственно, в данной сети виртуальные отношения базируется на
дружбе в реальном мире. Так что можно сказать, что эта платформа не
расширяет круг друзей пользователя, а скорее укрепляет существующие
связи.
Друзья, враги и личная неприкосновенность
Компания
Synovate в данном исследовании не ограничилась лишь развенчанием мифов.
По словам авторов исследования, они смогли подтвердить и ряд фактов. Ни
для кого не стало откровением, что с появлением социальных сетей, как
нового способа проведения досуга, появились и новые тревоги, и страхи,
свойственные виртуальной вселенной: насколько защищена моя информация в
подобных ресурсах? Существуют ли гарантии того, что никто не будет
читать мои личные послания и частную переписку? Как узнать, общаюсь ли
я с тем, с кем я думаю, что я общаюсь?
Проанализировав
результаты исследования, удалось выяснить, что 51% респондентов считает
пользование сайтами социальных сетей опасным и испытывает беспокойство
по этому поводу. При этом больше всего нервных пользователей оказалось
в Бразилии (79%), США (69%) и Польше (62%). Основными тревогами
респондентов оказались незащищенность конфиденциальных данных на
подобных ресурсах (54% в Голландии) и персональные данные и отсутствие
должных мер безопасности для пользователей-детей (62% в США).
Респондентов
также попросили высказать свое согласие или несогласие со следующим
утверждением: “Я не ощущаю беспокойства из-за того, что мои
персональные данные доступны для всеобщего обозрения на сайтах
социальных сетей”. Оказалось, что лишь 26% всех опрошенных не
испытывают тревоги по этому поводу, всех остальных хоть раз посещали
параноидальные мысли о взломе их профиля и краже конфиденциальной
информации.
Возглавляют список стран, где жители наиболее
обеспокоенны безопасностью личных данных, жители Германии (85%). Следом
за ней идут Тайвань (83%), Канада (79%) и США (70%).
Общение виртуальное и реальное
В
рамках исследования респондентов также просили выразить свое согласие
или несогласие с рядом утверждений, призванных лучше понять разницу в
поведении людей, являющихся активными пользователями социальных сетей и
тех, кто предпочитает проводить свое свободное время в режиме “оффлайн”.
Когда
речь зашла о том, можно ли считать общение и дружбу в виртуальной
вселенной достойной заменой реальным отношениям, то проявились первые
серьезные различия между двумя группами людей. В частности, 40%
активных участников сайтов социальных сетей считает обмен цифровыми
сообщениями полноценной заменой реальной человеческой речи, в то время
как среди лиц, не знакомых c Facebook и Myspace, этот процент заметно
ниже — 26%.
Любопытно, что 51% респондентов, не интересующихся
социальными сетями, согласились, что общение “онлайн” лучше, чем его
полное отсутствие. Среди пользователей же социальных ресурсов согласие
почти единодушное: 75% в целом по миру, 86% во Франции и 83% в России.
Любопытно, что вместе с тем большинство российских пользователей (74%)
социальных сетей несогласно с утверждением, что “заводить друзей в
интернете гораздо проще, чем в реальном мире” (в среднем по миру так
считают только 46% респондентов).
Тем не менее, несмотря на
заявления респондентов о полноценности онлайн-отношений, лишь 14%
опрошенных согласились с утверждением: “Я получаю больше удовольствия
от общения с друзьями в сети, чем от общения в реальном мире”. Больше
всего сторонников сетевой дружбы оказалось в ОАЭ (37%), Индонезии (36%)
и на Тайване (21%).
Социальные сети — это надолго, но не навсегда
И,
наконец, в финальной части опроса респондентов попросили согласиться
или не согласиться со следующим утверждением: “Я постепенно теряю
интерес к сайтам социальных сетей”. Оказалось, что с ним согласно 36%
респондентов, зарегистрированных на том или ином социальном ресурсе.
Больше всего людей, стремящихся переключиться на другой вид
онлайн-развлечений, оказалось в Японии (55%), Словакии (48%), Канаде
(47%) и США (45%).
Виртуальные сообщества — мечта маркетолога?
В
рамках исследования респондентам был задан вопрос о том, замечают ли
они вообще рекламные и спонсорские сообщения, размещенные на сайтах
социальных сетей? Выяснилось, что в целом по миру 53% всех
пользователей социальных сетей обращают свое внимание на спонсоров того
или иного сайта. Особенного внимания спонсоры удостаиваются в США
(66%), Сербии (65%) и России (64%).
Исследование показывает, что
2/3 всех опрошенных пользователей замечают рекламу, размещаемую на
сайтах социальных сетей. Особенно подобная реклама привлекает внимание
в Индонезии (86%), Польше (83%), Германии и ЮАР (80% в обеих странах).
Вместе с тем существует и ряд стран, где респонденты предпочитают
игнорировать рекламные баннеры: Голландия (48%), Тайвань (51%) и
Франция (60%).
Любопытные факты:
Более половины
всех опрошенных согласились с утверждением, что активное общение с
помощью сайтов социальных сетей приводит к неизбежному ухудшению
лексических и грамматических навыков.
30% всех жителей ЮАР и 28% жителей Тайваня признали, что у них гораздо больше друзей в сети, чем в реальном мире.
78% всех опрошенных пользователей сайтов социальных сетей считают, что
людям стоит проводить больше времени на свежем воздухе и меньше портить
глаза за экранами компьютеров. Особенно велик процент борцов с
компьютерной зависимостью в странах Восточной Европы: Польше (99%),
Сербии (96%) и России (94%). Тем не менее такой позиции придерживаются
не все в мире. Например, жители Индонезии (82%) и Франции (79%) в
ближайшее время не намерены терять интерес к социальным сетям и
переключаться на развлечения, не связанные с компьютерами.